Публикатор

Как талантливых студентов научат продавать стартапы?

Материал опубликован: 21 июля 2022, 20:41

Обновлён: 21 июля 2022, 20:47

 

Стартап-студии при университетах ориентированы на быструю проверку бизнес-идей.

В соответствии с проектом, к 2030 году планируется создать не менее 30 тысяч университетских стартапов и 150 тысяч высокотехнологичных рабочих мест, провести 1350 акселерационных программ, открыть 150 предпринимательских «точек кипения».

«Это фабрика стартапов, ее цель — создать успешный бизнес. В отличие от бизнес-инкубаторов и акселераторов, студия не ждет готовые команды с идеями, которые можно прокачивать и направлять в сторону коммерциализации, а сама предоставляет команду, бизнес-гипотезу и капитал на ее апробацию», — поясняет ведущий специалист Проектного офиса федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» Антонина Штолина.

Недавно завершилась первая волна конкурса «Студенческий стартап», среди победителей, получивших по 1 млн рублей, — физтеховцы из МФТИ. В институте запущен проект по созданию особой экономической зоны, наподобие «Сколково» и МГУ — с налоговыми льготами, необходимой инфраструктурой и юридической поддержкой бизнес-идей. Сателлитом такой зоны выступит университетская стартап-студия.

Из точки кипения

В конкурсном отборе могут принять участие как отдельные университеты, так и консорциумы. Предпочтительней, если вуз готов создать одновременно и стартап-студию, и предпринимательскую «точку кипения», потому что они дополняют друг друга. «В «точках» можно прокачать идею, найти и собрать команду, отработать soft- и self-скиллы, понять, какие мегатренды сейчас доминируют, доработать проект на акселераторе и потом войти с ним в стартап-студию», — отмечает директор Школы инженерного предпринимательства ТПУ Наталья Чистякова.

Студия формирует и обучает команду из студентов, недавних выпускников и сотрудников университета. Они получают зарплату, оформляются с занесением отметки в трудовую книжку. Работу студентов также можно оформить как производственную практику или включить ее в программу «Стартап как диплом», по которой допускается защита ВКР. По словам Натальи Чистяковой, в рамках диплома студент детализирует технологическую сторону разработки. Он должен протестировать идею или прототип будущего продукта на востребованность, понять целевую аудиторию и рассчитать прибыльность. А если есть резон создать опытный образец и выйти с ним на рынок, то в этом как раз и способна помочь стартап-студия. В период работы над стартапом студенту может быть предоставлен академический отпуск.

Прийти на все готовое

Под руководством наставников ребятам предлагается попробовать начать свое дело, причем в защищенных от финансовых рисков условиях. Студент, приносящий качественную идею, может договориться со студией о создании совместного стартапа и предоставить ей долю в нем. Упор сделан на генерацию бизнес-идей внутри самой студии или получение их от партнеров-учредителей. Команда оперативно проверяет гипотезу, создает прототип продукта и тестирует его. Перспективный стартап регистрируется как дочернее юрлицо, и если он смог успешно вывести продукт на рынок или близок к этому, то продается студией заинтересованному инвестору, при этом часть выручки идет на выплаты команде. А прибыль студия вкладывает в новые проекты.

Университетские стартап-студии смогут обмениваться между собой бизнес-гипотезами и даже готовыми стартапами; например, если команде не хватает каких-то компетенций на доведение продукта до «предпродажной» кондиции, а у других участников сети студий эти компетенции есть.

Ожидается, что в итоге все они выйдут на самоокупаемость. В трехлетнем бюджете на развитие студий заложено 4,5 млрд рублей, стартовое финансирование будет выдано в этом году, но в дальнейшем размер выплат будет зависеть от того, сколько проектов студия успела реализовать.

«С одной стороны, это широкая воронка стартапов и социальный лифт для ребят, желающих попробовать себя в создании технологических продуктов. Вузы богаты интеллектуальной собственностью, которую они не всегда умеют «упаковать» и продать. С другой стороны, задача — отобрать из потока идей коммерчески успешные проекты, способные потенциально дорасти до единорогов», — отмечает заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ Диана Королева. По ее мнению, если между этими сценариями будет найден баланс, ребята смогут монетизировать полученные навыки и во время учебы, и после нее.

Нефть и фарма, химия и жизнь

Тематика таких стартапов должна совпадать с профилем вуза-учредителя и компетенциями партнеров, а также соответствовать приоритетным для страны направлениям развития технологий. Многие вузы уже озвучили свои планы. К примеру, студия, которую собираются открыть на базе Казанского федерального университета в партнерстве с КАМАЗом, будет специализироваться на таких направлениях, как химия, биомедицина, инженерия и IT-технологии. Студия консорциума нефтехимических вузов в Нижнекамске сосредоточится на малотоннажной химии, а Дальневосточный федеральный университет намерен взять в соучредители студии ИНТЦ «Русский», который занимается развитием биофармацевтики и биотехнологий на Дальнем Востоке, освоением ресурсов Мирового океана.

К 2030 году планируется расширить сеть стартап-студий до полусотни, чтобы как можно больше студентов смогли найти свое место в высокотехнологичном обществе.

 

Источник: Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России.